С точки зрения географии Екатеринбург для Челябинска не Америка, до него рукой подать. А вот с точки зрения гастролей - ситуация сложная. Куда чаще челябинские артисты балета бывают в Америке. И потому первый за последние десять лет однодневный визит группы наших ведущих танцовщиков представился событием и любопытным, и ответственным.
В Театре эстрады, где проходил концерт, наших артистов встречали радушно и с любовью, что чувствовалось буквально во всем, даже в изысканном обеде. Артисты ответили на это эффектной программой и блестящим выступлением. Их долго не отпускали со сцены. И хотя в зале было довольно прохладно, его горячее дыхание согревало.
Но если к зрительскому успеху наши танцовщики уже привыкли, услышать о себе похвалу прекрасно разбирающихся в балете профессионалов было им особенно приятно, тем более если это мнение известного в стране балетного критика, члена жюри многих, в том числе и международных, конкурсов Ларисы Барыкиной:
- Ваша труппа в очень хорошем состоянии, что для провинции большая редкость. Она прекрасно воспитана и выучена. Чувствуется, что есть твердая властная рука, есть тщательная и умная работа педагогов-репетиторов. Александр Мунтагиров, художественный руководитель вашего балета, в самом лучшем смысле этого слова настоящий хозяин, что тоже теперь очень редко.
Представленная нам программа впечатляет яркими контрастами и обилием разнообразной классической хореографии. Обидно только, что концерт проходил не в том зале, которого ваши артисты заслуживают. Сцена и технические условия этого зала, свет мало приспособлены для полноценных, пусть даже однодневных гастролей классического балета. Уверена, что в оперном театре успех и резонанс были бы значительно большими.
У вас много талантливых исполнителей, кого-то из них я уже видела. Открытием для меня стали Елена Сусанова, Денис Усталов, Александр Цвариани. У каждого из них в концерте был номер или фрагмент, наиболее полно раскрывающий их актерские возможности, что очень разумно.
Лена Сусанова, как выяснилось, сегодня впервые танцевала Фею кукол (трио из балета "Фея кукол"). В ней ярко выражено инженю: я уже сейчас вижу, какой Машей в "Щелкунчике", Лизой в "Тщетной предосторожности" она будет. У нее прекрасные данные, хорошие стопы, она очень музыкальна. Это действительно перспективная балерина.
Вариации Остапа из балета "Тарас Бульба" (Гопак) очень эффектный конкурсный номер. Денис Усталов продемонстрировал в нем и темперамент, и стиль, и технику.
Александр Цвариани - великолепный характерный танцовщик с несомненным чувством стиля и творческим потенциалом. От него исходит мощная энергетика и подлинный актерский кураж. Именно это подразумевает хореография Леонида Лавровского ("Вальпургиева ночь", Пан), выражающая эстетику так называемого "большого советского стиля", "побития рекордов", которая напоминает о "золотом веке" отечественной хореографии.
Ну и, конечно, Татьяна Предеина - это балерина звездного уровня. У нас в Екатеринбурге солистки с такими данными сегодня нет.
Наверное, можно было сделать и замечания, но сразу после концерта мне этого не хотелось. Просто хочется выразить вашим артистам искреннюю благодарность и посочувствовать тем, кто не смог их увидеть, в этот вечер в городе происходило сразу несколько событий: фестиваль музыкальных театров и композиторский фестиваль, в оперном театре - "Князь Игорь", где занят балет. И еще я убеждена - искусство челябинских танцовщиков заслуживает того, чтобы быть поданным в лучшем виде как в отношении сцены, так и рекламы.